Кто изображен на Тройке Пентаклей в Таро Уэйта?

На изображении карты колоды Уэйта, мы видим трех персонажей, строящих храм.
И если по одному из этих персонажей точно нет разногласий, перед нами монах, принявший постриг, то вот с остальными сложнее.

Кто занимается отделкой? Подмастерье или мастер?

А кто третья фигура? Шут или заказчик вельможа?

Подписывайся на мой канал телеграм Таро от А до Я, чтобы совершенствовать свои знания в картах ежедневно!

кто изображен на тройке пентаклей

Частично возникновению этого спора способствовали авторы Фибиг и Кац, которые в своей книге утверждали, что фигура в плаще с капюшоном – это шут, монахиня, благородная дама.

Интересную версию с заказчиком, выдвинули мои подписчики здесь.

Потенциально, это действительно мог быть заказчик. Но не все так просто. На голове последнего персонажа мы видим шаперон. Исследователи утверждают, что такая ранняя форма шаперона могла называться «худ», и известна она примерно с 12 века. В таком виде головной убор сохранялся до конца средневековья, его носили низшие классы, часто как женщины, так и мужчины, и особенно в Северной Европе. Капюшон был свободно спущен сзади и иногда заканчивался хвостом. Его носили простые люди, законники, академики и члены некоторых из рыцарских орденов (так, например, шаперон входил в орденское одеяние французских рыцарей Звезды).

Эволюционный скачок в истории шаперона случился где-то в самом начале 14 века, когда некто креативный надел капюшон лицевым отверстием на голову, так что шлык и пелерина свешивались с двух сторон головы в качестве украшения. Теперь представленный головной убор часто красовался на купцах и знати. Корнета этого головного убора у знати и купцов удлиняется чуть не до земли, заставляя носящего обматывать её вокруг шеи на манер шарфа.

Интересно, что величина бурреле соответствовала степени знатности его хозяина — чем больше бурреле, тем выше человек стоял на социальной лестнице. Такой головной убор продемонстрирован на 6 Пентаклей и 9 Кубков.

Но на Тройке Пентаклей мы видим совершенно небольшую длину хвоста, или шлыка, как его еще называли. И носится он здесь классически, не как у знати, то есть скорее предлагается большой капюшон. Напоминаю, что такой головной убор носили простые люди, законники, академики и члены некоторых из рыцарских орденов (так, например, шаперон входил в орденское одеяние французских рыцарей Звезды).

Вернемся к нашей классической Тройке Пентаклей. Так как сам человек в капюшоне стоит с определенным планом здания, то он вполне может подходить под роль ремесленника или академика, который и создал этот план.

Это если рассматривать бытовое значение. Можно копнуть еще глубже и увидеть вязь с масонством.

А вся троица может нам демонстрировать три степени масонства – ученик, товарищ и товарищ-мастер. Или ученик (монах), подмастерье и мастер.

Давайте для начала поговорим немного о самом масонстве, перед тем, как я объясню саму взаимосвязь наших героев на Тройке Пентаклй со степенями.

По самой известной легенде, масонство берет истоки от гильдий каменщиков, которые 2500 лет назад под руководством мастера Хирама построили Храм Соломона. После этого архитекторы объединились, чтобы передавать знания об уникальной инженерной методике ученикам. Но в последствии не только делились своим материальным опытом, но и чисто сакральным, в области умственной и духовной деятельности.

В масонстве было три степени. И эти три степени в виде ученика, товарища и мастера были ими приурочены к выражению основных идей гностического учения, сводящихся к следующей сокращенной формулировке: ничто не творится; все производится (во всех планах). В процессе производства участвует активное (мужское, оплодотворяющее) начало (символизм 1-й степени), пассивное (женское, оплодотворяемое) начало (символизм 2-й степени). А результат процесса – идея его продукта, ложится в основе символизма 3-й степени Масонства.

Давайте еще подробнее углубимся в три ступени масонства и попробуем их соотнести с нашими героями.

Ученическая степень — подготовка материалов и приборов для добывания философского камня.

Степень ученика, как подготовительными к ней поучениями, так и церемонией посвящения должна была вызвать в посвящаемом настроение, способствующее работе самоисправления. На этой степени масон должен был почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться, молчать. Его задача характеризовалась как уготовление камня, т. е. подготовка самого себя к роли достойного и пригодного деятеля.

Почему именно монах ученик? Тут следует вспомнить Жреца или Иерофанта, где мы уже встречали послушников, принявших постриг монахов.

Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Эта же причёска служила неким видимым символом отречения и посвящения своей жизни молитвам и духовному созерцанию. Вступая в священническую или монашескую жизнь, монахи брили макушку головы по кругу, что символизировало их готовность отбросить мирскую суету и явить Богу своё смирение.

Таким образом здесь можно говорить о том, что именно монах демонстрирует нам степень ученика. 

Следующая товарищеская степень (подмастерье) — управление огнем. Степень товарища вводит масона в область применения приобретенных им хороших качеств. Он считается уже до некоторой степени готовым к известному разряду упражнений.

Важно понимать, что подмастерье никогда не выполнял тонкую работу, а скорее только черновую, ее подготовительные этапы. Окончательную обработку изделий осуществлял всегда мастер. Это если говорить о Вольных Каменщиках. 

В данном случае я рассматриваю именно героя в балахоне в виде подмастерья. То, что этот герой похож на женскую фигуру – демонстрирует пассивное, женское, оплодотворяющее начало.

Предметом его работы служит изощрение силы разума, очищение его от предубеждений, своемыслия, ученой гордости, приучение его к созерцанию дел Всемогущего.

Почему собственно он держит план? Я считаю, что это связано с тем, что в пятом путешествии руки посвящаемого ничем не заняты, что истолковывается как необходимость для Подмастерья отложить в сторону рабочий инструмент и заняться теорией архитектуры, то есть чисто духовной работой, связанной с самосовершенствованием, которая будет завершена при посвящении в степень Мастера.

И последняя мастерская степень — процесс добывания философского камня.

Степень Мастера содержит в себе символические указания на продукт оплодотворения гностического пассивного накала активным, на идею жизни и смерти и дает ключ к пониманию взаимоотношения всех трех степеней.

Таким образом герой в фартуке вполне может быть мастером.

В самой же карте мы видим также достаточно массонских символов, а именно:

  • колонна — в древности искусственную колонну уподобляли стволу дерева, «древу жизни», «Мировому древу», считали воплощением фаллического символа;
  • масонский запон – фартук вольного строителя;
  • масонский табель – сам план здания;
  • стамеска и киянка – символы орудий вольного каменщика;
  • крест внутри розы – главный символ оккультного ордена розенкрейцеров, чьей эмблемой является крест из роз или деревянный крест с розой в центре. Эзотерический символ олицетворяющий соединение духовного и материального, возрождение для духовной жизни, высшего гения и соединение с ним, а также духовность и самопожертвование в целом.

Еще одно важный глубинный символ, который раскрывает Тройка Пентаклей через связь с масонством – это символ Великого Архитектора Вселенной. Великий Архитектор Вселенной – исключительно масонское понятие для обозначения Единого Бога. Все работы в масонских ложах ведутся с использованием этого имени.

Цель у масонства – постройка нового мира и починка того, что можно починить из старого. Великий Архитектор учит не абстрактным категориям. Он обучает практическим делам. А еще Великий Архитектор жизни учит быть творцом. Творить в материальной Вселенной, создавать ее по образу и подобию.

Масть Пентаклей – это проявление в материальной плоскости. Идей, желаний и чувств человека. И на 3 Пентаклей мы видим, как человек становится Архитектором Вселенной. Идея прийти к роли создателя и воплощения истинного замысла человека в материальной плоскости, прекрасно описана на сайте Викисерч во время приготовления Товарища к принятию в Мастера:

Приготовление Товарища к принятию в Мастера совершается в темной храмине. Брат Ритор дважды посещает уединившегося в ней Товарища. При первом посещении он, вопросив последнего о предмете его помышлений и получив в ответ «помышляю о смерти», одобряет выбор сей темы, а затем подвергает Товарища экзамену по первым двум степеням масонства, сопровождая ответы его распространительными и пояснительными толкованиями.
Ритор заканчивает первое посещение напоминанием Товарищу, что никто не знает часа своей смерти и что он, быть может, тут же покончит свое земное существование. Вторичное посещение Ритора опять влечет за собой приглашение углубить мысль в мрачное, но спасительное представление о смерти. Затем ставится вопрос о том, для того ли только человек явился на свет, чтобы потом бесследно исчезнуть, или он должен оставить по себе след. Отсюда переход к напоминанию об обещании следовать добродетели и убегать пороков и к приглашению искренне раскаяться.

Почему собственно, я считаю, что именно тема масонства заключена в Тройке Пентаклей?

Это лишь мое предположение, которое может быть неверным. Но мы прекрасно знаем, что тема масонства была близка Уэйту – создателю колоды.

Во первых, он писал оккультные работы на темы, включающие розенкрейцерство, франкмасонство, церемониальную магию, каббалу и алхимию. Он также перевел и переиздал многие важные алхимические и мистические труды. Особенно выдающимися являются его работы о Святом Граале и Новая энциклопедия франкмасонства.

Не стоит забывать, что Эдварт Уэйт также создал после выхода из Золотой Зари Братство Розы-Креста. Само название нам говорит, что вдохновлен он в этом случае был Розенкрейцерскими обществами, которые в свою очередь, согласно историку Дэвиду Стивенсону оказали существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества — масонства. В последующем многие тайные общества производили свою преемственность и обряды полностью или частично от немецких розенкрейцеров.

А.Э. Уэйт занимает особое место среди английских масонов, а в Америке он пользовался таким уважением, что некая весьма значительная Верховная ложа присвоила ему causa honoris — один из высочайших постов в своей иерархии. Таким образом, есть сведения, что Уэйт и сам был масоном.

Очевидно, что он не мог так или иначе не внедрить те или иные ее символы и замыслы, но крайне завуалировано, в свою колоду. Однако, решать права я или нет, только вам, мои глубокоуважаемые читатели.

Поделиться записью:

Читайте также:

Если вам статья оказалась полезна, не забудьте поделиться ею с друзьями!

Подпишитесь на наш истаграм и ютуб канал, где вас ждет масса важной информации для личностного развития!